В период младшего школьного возраста соблюдение режима сна и активный отдых на свежем воздухе является очень важным. Режим дня для детей этого возраста просто необходим. Все знают о том, что ухудшение здоровья, а также многие трудности обучения могут быть обусловлены нарушением режима. Но на практике достаточно сложно спланировать и организовать день школьника. От соблюдения режима зависит работоспособность. У первоклассников этот показатель состояния организма достаточно быстро снижается, что проявляется в общем двигательном беспокойстве. Уже через 15-20 минут после начала урока дети начинают вертеться, отвлекаться, и то же самое происходит при выполнении домашнего задания.
Двигательное беспокойство является защитной реакцией организма ребенка, который будто отключается, чтобы отдохнуть и не довести себя до утомления. В этой ситуации не помогут крики и упреки, ведь дети и сами не понимают, что с ними происходит. Предотвратить утомление, а также удержать внимание малыша можно только благодаря спланированному переключению с одного вида деятельности на другой.
В учебном процессе нельзя полностью избежать утомления, но его построение должно происходить так, чтобы наступление утомления было немного отдалено, и соответственно предупреждено появление переутомления. Переутомление опасно тем, что изменения, которые происходят в организме, не могут быть устранены благодаря кратковременному отдыху, а также переключению на иной вид деятельности. В случае хронического, длительно действующего переутомления, под влияние попадает развитие и рост ребенка, а также общее состояние его здоровья.
Рационально построенный распорядок дня для школьника должен иметь примерно следующий вид. Подниматься ребенок должен примерно за час или полтора до выхода в школу, делать зарядку, завтракать, причем горячим. Затем идут занятия в школе. По возвращении домой ребенок находится на спаде собственной работоспособности, по этой причине ему сначала нужно пообедать, немного отдохнуть, а только потом садиться за уроки. Лучше чтобы отдых был активным – в играх, в движении, на свежем воздухе, а длиться он должен не менее трех или трех с половиной часов. Ребенка ни в коем случае нельзя лишать отдыха. Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет ослабленную нервную систему, ему лучше в это время поспать, хотя бы полтора часа в хорошо проветриваемом помещении.
Выполнение домашнего задания тоже очень важно организовать правильно. На выполнение уроков у младших школьников идет примерно 1,5-2 часа, ведь они пока еще делают все медленно и через силу. Максимальная продолжительность работы при этом составляет не более получаса. Лучше всего уроки стоит начинать делать примерно в 15-16 часов, а через каждые 25-10 минут нужно делать перерыв, чтобы восстановить работоспособность. При всем этом начинать выполнение уроков необходимо с простых заданий, постепенно переходя к более сложным.
Ребенку, начавшему учиться в школе, часто не достает физической и двигательной нагрузки, поэтому начинает появляться задержка роста, утомляемость и вялость. Таким образом, в распорядке дня школьника обязательно должна присутствовать утренняя зарядка, а также физкультминутки при выполнении домашнего задания.
Что касается просмотра телевизора, то для младших школьников этот процесс не должен занимать более 40-45 минут в день. А если ребенок возбудим, ослаблен, то это время должно еще сократиться. Телевизор нельзя смотреть лежа, а только в положении сидя, причем на расстоянии 2-5,5 метров от экрана.
Для детей младшего школьного возраста очень важным является соблюдение режима сна. Первоклассник должен спать 11,5 часов в сутки с учетом полуторачасового дневного сна. При этом сон должен быть спокойным, глубоким, поэтому непосредственно перед сном не нужно допускать занятий спортом, шумных игр, ссор, повышения голоса, а также просмотра страшных фильмов.