Адаптация является приспособлением организма к новой обстановке. Детский садик для ребенка – это, безусловно, новое, еще не известное пространство, новое окружение и новые отношения.
Адаптация состоит из широкого спектра индивидуальных реакций, на характер которых влияют личностные и психофизические особенности малыша, сложившиеся семейные отношения, условия пребывания в дошкольном учреждении. В общем, каждый ребенок привыкает к садику по-своему. Но есть все-таки определенные закономерности, о которых мы сейчас и поговорим.
Прежде всего, нужно помнить о том, что ребенок до возраста двух-трех лет не нуждается в общении со сверстниками, эта потребность пока еще не сформировалась. В этот период взрослый является для малыша партнером по игре, образцом для подражания и удовлетворяет его потребность в сотрудничестве и доброжелательном внимании. Сверстники не могут этого дать, ведь сами нуждаются в том же.
Именно поэтому нормальному ребенку сложно быстро адаптироваться к яслям, ведь его привязанность к матери очень сильна, и исчезновение мамы вызывает протест ребенка, а особенно если малыш эмоционально чувствительный и впечатлительный.
Дети возрастом 2-3 года боятся незнакомых людей и новых ситуаций общения, что в яслях как раз и проявляется в полной мере. Эти страхи являются одной из причин того, что адаптация детей в детском саду, а именно в яслях, проходит затруднительно. Часто из-за боязни новых ситуаций и людей в яслях ребенок становится более ранимым, возбудимыми, плаксивым, обидчивым, чаще болеет, ведь защитные силы организма истощаются из-за стресса.
Кстати, мальчики в возрасте 3-5 лет являются более уязвимыми, чем девочки, в плане адаптации, так как в этот период они больше привязаны к маме и их реакция на разлуку с ней более болезненна.
Легче адаптация происходит для эмоционально развитых детей, ведь у них нет такой сформированной привязанности к маме. Психологами отмечен следующий парадокс: чем ребенка раньше отдать в садик (до одного года, например), тем он будет более коллективистски настроен в будущем. Такой ребенок устанавливает первичный эмоциональный контакт не с мамой, а со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его эмоциональной сфере. Такой малыш в дальнейшем может не испытывать глубоких чувств привязанности, любви, сострадания.
Получается, что, чем сильнее эмоциональная связь с матерью, тем процесс адаптации будет сложнее. К сожалению, далеко не все дети способны преодолеть проблемы адаптации, в результате чего у малыша может развиться невроз.
Если в течение года и более адаптация к детскому саду не произошла, с ребенком, возможно, не все в порядке, и нужна помощь специалиста. Психологи утверждают, что в яслях срок адаптации должен составлять примерно 7-10 дней, в детском садике в три года – примерно 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте адаптация может длиться месяц.
К садику всегда сложнее привыкать единственным в семье детям, а особенно, если их чрезмерно опекают, они чересчур зависимы от мамы и привыкли к исключительному вниманию.
Хуже остальных ощущают себя также дети, темперамент которых флегматичен. Им сложно успеть за темпом жизни детского садика: они не могут так быстро одеваться, кушать и собираться на прогулку. Если же воспитатель не будет понимать проблем такого малыша, начиная его еще больше подстегивать, ребенок в результате эмоционального стресса становится даже более вялым и безучастным.
Если вашему ребенку сложно адаптироваться, вам стоит попробовать поговорить с воспитателем, в поддержке и внимании которого ребенок в такой ситуации просто нуждается. А излишняя принципиальность и требовательность воспитателя в такой ситуации могут стать серьезным тормозом.
Если говорить об осложняющих факторах адаптации, то это могут быть конфликты в семье, а также необщительность родителей. Дети, как правило, непроизвольно усваивают негативные черты в поведении своих родителей, что в значительной степени осложняет их отношения со сверстниками. Они нерешительны и неуверенны, много сомневаются, волнуются, поэтому их могут не принять в группе.
В случае если ваш малыш страдает нервными нарушениями, его нужно отдавать в детский сад не ранее трех лет, если это девочка, и не раньше трех с половиной лет, если это мальчик.
Если ребенок является единственным в семье, испытывает страхи, часто болеет, то его нужно водить в садик постепенно. Сначала ребенка нужно привести в группу и познакомить с ребятами и воспитателем, вместе посмотреть игрушки, чтобы вызвать интерес к новому окружению, и затем вернуться домой. После этого вы можете несколько дней приводить ребенка в сад и забирать его до дневного сна. Время пребывания ребенка в детском саду нужно постепенно увеличивать в зависимости от его поведения. Дома с малышом нужно побольше играть в подвижные игры, так как в детском садике он чувствует себя напряженно, скованно, а если это напряжение не разрядить, оно может вызвать невроз.